Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
находятся именно в таком положении? Но послушаем, что
прибавляет пророк: "После того обратятся сыны Израиле-
вы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего,
и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в
последние дни" (Ос. III, 5). Яснее этого пророчества
ничего не может быть, если под именем Давида разуметь
Христа, бывшего, как говорит апостол, "от семени Давидова
по плоти" (Рим. I, 3). Пророк предсказал еще и будущее
воскресение Христа в третий день, как оно должно было
быть предсказано на возвышенном пророческом языке:
"Оживит нас через два дня, в третий день восставит" (Ос.
VI, 3). Согласно с этим апостол говорит нам: "Если вы
воскресли со Христом, то ищите горнего" (Кол. III, 1).
О подобных предметах пророчествует также и Амос: "При­
готовься к сретению Бога твоего, Израиль. Ибо вот Он,
Который образует горы и творит ветер и объявляет человеку
намерение его" (Амос. IV, 12, 13). И в другом месте: "В
тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю
трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее,
как в дни древние, чтоб они овладели остатком Едома и
всеми народами, между которыми возвестится имя Мое,
говорит Господь, творящий все сие" (Амос. IX, 11, 12).
Глава XXIX
Пророк Исайя не принадлежит к числу двенадцати
пророков, которые называются малыми, потому что речи
их отличает краткость по сравнению с речами больших
пророков, называемых так потому, что они написали
пространные книги. К числу этих больших пророков
принадлежит Исайя, которого я присоединяю к двум
вышеприведенным потому, что он пророчествовал в одно
с ними время. Обличая грехи, наставляя на путь правды
и предсказывая грешному народу грядущие несчастья,
Исайя больше, чем другие, пророчествовал о Христе и о
Церкви, т. е. о Царе и созданном Им граде; так что
некоторые называют его скорее евангелистом, чем про-
264