Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/263"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
этого великого будущего события. Ибо хотя в израильс­
ком народе никогда почти не было недостатка в пророках
с того времени, как у него явились цари, но служение
их касалось только евреев, а не язычников. Появление же
тех более ясных пророческих писаний, которые некогда
должны были принести пользу язычникам, должно было
начаться с того времени, когда стал строиться город,
имевший быть владыкою язычников.
Глава XXVIII
Пророк Осия тем труднее для понимания, чем глубже
он говорит. Но нечто из него мы должны взять и объяс­
нить здесь согласно нашему обещанию. "И там, — пишет
он, — где говорили им: "вы не Мой народ", будут
говорить им: "вы сыны Бога живого" (Ос. I, 10). Это
пророческое свидетельство о призвании народа из языч­
ников, прежде не принадлежавших Богу, в этом смысле
поняли и апостолы (Рим. IX, 26). А так как и этот народ
языков по духу принадлежит к чадам Авраама и потому
правильно называется Израилем, то пророк, продолжая
речь, говорит: "И соберутся сыны Иудины и сыны Изра-
илевы вместе и поставят себе одну главу и выйдут из
земли" (Ос. I, 11). Если бы мы захотели еще более
разъяснять это место, то затемнили бы только смысл
пророческой речи. Припомним, однако же, известный
краеугольный камень и две стены, одну из иудеев, а
другую из язычников (Ефес. II, 14, 15, 20 — 22): первая
узнается под именем сынов Иудиных, вторая — под
именем сынов Израилевых; и обе вместе опираются на
одну и ту же крепость того камня и выходят из земли.
О тех же плотских израильтянах, которые теперь не
хотят веровать во Христа, но уверуют впоследствии, т. е .
о сынах их (ибо те путем смерти отойдут в свое место),
тот же пророк свидетельствует, говоря: "Ибо долгое время
сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя
и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима"
(Ос. III, 4). Кому не ясно, что иудеи в настоящее время
263