Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXVII
Чтобы определить время этих пророков, вернемся не­
сколько назад. В начале книги пророка Осии, который
считается первым в ряду двенадцати, написано следующее:
"Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину,
во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских"
(Ос. I, 1). Амос также пишет, что он пророчествовал во
дни царя Озии, прибавляя еще и царя Иоафама, который
жил в те же дни (Амос. I, 1). Точно также и Исайя, сын
Амоса, или только что упомянутого пророка, или же, как
полагают многие, другого Амоса, который, не будучи про­
роком, назывался тем же именем, в начале своей книги
называет тех же самых четырех царей, во дни которых
он пророчествовал, каких называет и Осия. Равно и Михей
указывает те же самые времена своего пророчествования,
только после дней Озии. Ибо он называет последующих
трех царей, которых называет и Осия: Иоафама, Ахаза и
Езекию (Мих. I, 1). Все они, как видно из их же книг,
пророчествовали вместе в одно и то же время. К ним
присоединяются Иона, (пророчествовавший) в царствова­
ние того же Озии, и Иоиль, (пророчествовавший) тогда,
когда уже царствовал Иоафам, преемник Озии. Но время
этих двух пророков мы смогли определить по хроникам,
а не по их книгам, так как сами они о своем времени
умалчивают. Продолжается этот период времени от Латин­
ского царя Проки или его предшественника Авентина до
времени Ромула, царя уже Римского, или даже до первых
годов царствования преемника его Нумы Помпилия; ибо
до этого времени царствовал в Иудее царь Езекия.
Таким образом, эти, так сказать, ключи пророчества
пробились одновременно тогда, когда Ассирийское царство
разрушилось, а Римское началось; так что, как в первое
время Ассирийского царства жил Авраам, которому даны
были яснейшие обетования о благословении в семени его
всех народов, так в начале Западного Вавилона, во времена
владычества которого имел явиться Христос, в Коем эти
обетования исполнились, раздались предсказания пророков
не только говоривших, но и писавших в свидетельство
262