Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
этой почести удостоен он не в грубые и невежественные
времена, когда люди легко ошибались, а во времена
просвещенные и цивилизованные; хотя, впрочем, тогда
еще не била ключом и не множилась утонченная и
остроумная философская болтовня.
Но если в позднейшее время перестали включать умер­
ших людей в число богов, то не перестали'чтить и иметь
богами тех, которые были включены в их число древними;
увеличили даже соблазн пустого и нечестивого суеверия
прибавкою идолов, которых древние не знали; и это —
по действию в их сердце нечистых демонов, обольщавших
их ложными оракулами до такой степени, что они в угоду
своим ложным божествам представляли в гнусных играх
баснословные преступления богов, хотя в этот сравнительно
более просвещенней век преступления эти уже не измыш­
лялись. После Ромула царствовал Нума. Он счел нужным
оградить Рим таким множеством ложных богов, что сам
после смерти не удостоился быть включенным в их число;
небо представлялось до такой степени переполненным
божествами, что ему не могло найтись там места. Сказы­
вают, что во время его царствования в Риме и в начале
царствования у евреев нечестивого царя Манассии, убив­
шего, как известно, пророка Исайю, жила сивилла Са-
мосская.
Глава XXV
В царствование у евреев Седекии, а у римлян Таркви-
ния Древнего, преемника Анка Марция, иудейский народ
был отведен в плен Вавилонский, а Иерусалим и храм,
построенный Соломоном, разрушены. События эти пред­
сказывали пророки, обличавшие иудеев в их беззаконии
и нечестии, особенно Иеремия, который определил да­
же число лет плена (Иер. XXV, 11). В это время, гово­
рят, жил Питтак Митиленский, второй из семи мудрецов.
А во время пребывания народа Божия в плену Вавилон­
ском, жили, как пишет Евсевий, и остальные пятеро,
которые с вышеупомянутыми Фалесом и Питтаком счи­
таются семью мудрецами. Это Солон Афинский, Хилон
260