Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тыми извержениями нечистых уст; Он смиренно обнажит
святой хребет для ударов. И терпя пощечины, Он будет
молчать, дабы никто не знал, какое Он Слово и откуда
пришел, чтобы говорить царству мертвых; и увенчается
* Он терновым венцом. В пищу дадут ему желчь, а для
питья поднесут оцет; такую негостеприимную трапезу оп­
ределят Ему. Неразумная, ты сама не познала своего Бо­
га, посмеявшегося над умами смертных; но увенчала Его
терниями и примешала в питье желчь. Завеса же храма
раздерется, и среди дня в течение трех часов будет темная
ночь. Он умрет смертью, три дня предаваясь сну, и тогда,
выйдя из ада на свет, явится первым Началом воскре­
сения для возвращенных". Эти сивиллины свидетельства
Лактанций приводил отрывочно в разных местах своего
сочинения, по мере того, как того требовал, как ему
казалось, порядок его речи; мы же, со своей стороны, не
прерывая их никакими вставками, а излагая в виде одной
связной речи, позаботились только разделить их на параг­
рафы, если, впрочем, последующие писатели посчитают
нужным удержать их. По другим сведениям Эритрейская
сивилла жила не во время Ромула, а во время Троянской
войны.
Глава XXIV
Рассказывают, что во времена царствования Ромула жил
Фалес Милетский, один из семи мудрецов, которые после
поэтов-теологов, из числа коих наиболее знаменитым явля­
ется Орфей, названы были аофоц т. е. мудрецами. В то
же время десять колен, получившие при разделении народа
Божия имя Израиля, были побеждены халдеями и отведены
пленниками в их страну, между тем как в Иудейской
земле оставались еще два колена, названные именем Иуды
и имевшие столицей Иерусалим. Когда и Ромула после
смерти нигде не оказалось, римляне, как это известно
всем и каждому, включили и его в число богов. Тогда
уже перестали это делать, и если делали после, во времена
цезарей, то только из лести, а не вследствие заблуждения.
Поэтому Цицерон ставит в великую похвалу Ромулу, что
259