Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/254"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Прока царствовал раньше Амулия. Этот Амулий посвя­
тил в весталки дочь своего брата Нумитора Рею, мать
Ромула, иначе называвшуюся Илиею. Утверждают, будто
она своих близнецов зачала от Марса: этим хотят скрасить
или извинить ее падение, и добавляют в доказательство,
что выброшенных детей кормила волчица. Этот род зверей
они считают принадлежащим Марсу; так что волчица
потому-де и дала мальчикам свои сосцы, что признала в
них детей своего господина Марса. Есть, впрочем, и такие,
которые говорят, что когда дети лежали выброшенные и
плакали, их сперва подобрала какая-то публичная женщина
и дала им свою грудь (а публичных женщин называли
они волчицами (lupas), отсюда и публичные дома в на­
стоящее время называются лупанариями), а затем принесла
их к пастуху Фавстулу, жена которого Акка их и воспитала.
Хотя, что удивительного в том, если Бог для обличения
царя, с такой жестокостью приказавшего бросить их в
воду, захотел послать млекопитающего зверя на помощь
к этим чудесно спасенным от воды детям, которые должны
были основать столь великий город? После Амулия Лаци-
умское царство наследовал брат его, дед Ромула Нуми-
тор. В первый год царствования Нумитора основан был
Рим, поэтому он царствовал одновременно со своим вну­
ком, т. е. Ромулом.
Глава XXII
Скажу кратко: Рим возник как второй Вавилон, как
бы дочь первого Вавилона, посредством которой Богу
угодно было покорить весь мир и умиротворить его на­
долго и повсюду, соединив его в общество под одной
государственной властью и законами. Ибо народы в это
время были уже сильны и храбры, и племена искусны в
военном деле; они уступали нелегко и победа над ними
сопряжена была с великими опасностями, немалыми опус­
тошениями с той и другой стороны и страшными труд­
ностями. А когда Ассирийское царство покорило почти
всю Азию, то хотя это совершилось и путем завоевания,
254