Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
смерти Кодра, перестали иметь царей, а стали иметь для
управления государством гражданских сановников. После
Давида, который царствовал тоже сорок лет, царем изра­
ильтян был сын его Соломон, построивший Богу знаме­
нитейший Иерусалимский храм. В его время у латинян
была построена Альба, от которой цари, хотя царствова­
ли в том же Лациуме, стали называться не Латинскими,
а Альбанскими. Преемником Соломона был сын его Ро-
воам, при котором народ еврейский разделился на два
царства и каждая часть стала иметь своих собственных
царей.
Глава XXI
После Энея, который был признан богом, Лациум имел
одиннадцать царей, из которых ни один не был сделан
богом. Но затем Авентин, бывший после Энея двенадца­
тым царем, когда был убит на войне и похоронен на той
горе, которая и в настоящее время называется его именем,
был причислен к таким богам, каких они себе делали.
Другие, впрочем, не хотели говорить, что он был убит в
сражении, и утверждали, что он попросту исчез, да и что
гора получала свое название не от его имени, а от прилета
птиц (ex adventu avium). После него в Лациуме никого
уже не делали богом, кроме Ромула, основателя Рима.
Между тем и другим было, однако же, два царя, из
которых первым был, выражаясь словами Вергилия:
Прока, народа троянского слава*.
Так как в его время уже некоторым образом начинались
роды, произведшие на свет Рим, то величайшее из всех
царств, Ассирийское, покончило свое весьма продолжи­
тельное существование. Оно перешло к мидянам, просу­
ществовав почти тысячу триста пять лет, если причислить
сюда и время Бела, который был отцом Нина и первым
царем тогда еще небольшого Ассирийского царства.
* Virg. Aencid. v . 767.
253