Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/246"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XV
В это время Аргоское царство окончило свое сущест­
вование, перейдя в Микены, откуда был родом Агамем­
нон; и возникло царство лаврентийцев, в котором первым
царем был Пик, сын Сатурна. У евреев то^да судьею была
женщина Девора. Через нее действовал Дух Божий, ибо
она была и пророчицей; хотя пророчество ее не настолько
ясно, чтобы мы могли показать отношение его ко Христу
без пространного толкования. В то время уже несомненно
царствовали в Италии лаврентийцы, от которых, после
греков, яснее выводится происхождение римлян. Продол­
жало еще существовать и Ассирийское царство, в котором
двадцать третьим царем был Лампар, когда первым царем
лаврентийцев сделался Пик. Нас не касается, что думают
об отце его, Сатурне, почитатели тех богов, не допускаю­
щие мысли, что он был человеком; другие писали о нем,
будто он царствовал в Италии прежде сына своего Пика,
и Вергилий в известнейшем своем сочинении говорит о
нем:
Он дикий народ, по высоким рассеянный горам
Свел воедино, закон ему дал и назвал Лациумом,
Ибо он сам безопасно в местах тех пустынных
укрылся.
Так говорят: при царе этом век золотой
продолжался *
Все это считается поэтическим вымыслом. Вернее, утвер­
ждают, что отцом Пика был Стерцей, которому, как весьма
опытному земледельцу, принадлежит, говорят, мысль удоб­
рять землю скотским навозом, названным от имени его
stercus; по словам же некоторых, его звали Стеркуцием.
По какой бы затем причине ни назван был он Сатурном,
несомненно однако, что этого Стерцея или Стеркуция за
заслуги его сделали богом земледелия. Подобным же
образом приняли в число таких богов и сына его Пика,
который, говорят, был превосходным авгуром и воена-
* Virg. Aeneid. VIII, v. 321

325.
246