Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/245"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
его погребения; тем не менее, в честь его, как бы в честь
бога, нечистыми демонами учрежден был культ, или луч­
ше — святотатство вакханалий, неистовая мерзость кото­
рых, спустя уже много лет после, так устыдила сенат, что
он запретил совершать их в Риме. В это же время, когда
умерли Персей и его жена Андромеда, их с такою уве­
ренностью считали взятыми на небо, что не стыдились и
не боялись указывать их изображения между созвездиями
и называть последние их именами.
Глава XIV
В тот же период времени существовали поэты, которых
называют теологами за то, что они писали стихи о богах,
но о богах таких, которые были хотя и великими людьми,
но все же людьми, или были стихиями этого, сотворенного
истинным Богом мира, или же по воле Творца за свои
заслуги облечены были начальствованием и властью; и
если рядом со многими пустыми и ложными измыш­
лениями они сказали нечто о едином истинном Боге, то,
почитая вместе с Ним других, которые не суть боги, и
требуя им служения, приличествующего только одному
Богу, — во всяком случае Ему правильно не служили и
не могли даже сами отстать от баснословной гнусности
своих богов. Это были Орфей, Мусей и Лин. Но эти
теологи богов почитали, а сами к богам причислены не
были; хотя Орфея град нечестивых, уж не знаю каким
образом, ставит во главе подземного культа, или вернее

святотатства. Жена же царя Адаманта, по имени Ино,
и сын его Мелицерт погибли, бросившись добровольно в
море, и людское мнение причислило их к богам, как и
других их современников, Кастора и Поллукса. Не подле­
жит сомнению, что эту мать Мелицерта греки называли
Левкотеей, а латиняне Матутой; но те и другие считали
ее, однако же, богиней.
245