Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
одно из этих сказаний, как предмет правдивых сочинений,
назидает людей религиозных, а другое, как сюжет лживых
игр, услаждает нечестивых демонов; но ведь эти рели­
гиозные люди почитают их как богов; и потому хотя не
допускают в отношении к ним подобных вещей, не могут
очистить их от другого рода преступления: так как по их
же требованию дают им игры, в которых постыдно пред­
ставляются вещи, якобы благоразумно отрицаемые, и боги
этими ложными и гнусными играми умилостивляются.
Пусть в этих играх басня воспевает преступление несо­
мненно ложное; но услаждаться ложным преступлением
есть уже преступление истинное.
Глава XIII
После смерти Иисуса Навина народ Божий имел судей,
во времена которых для евреев попеременно чередуются
то уничиженные состояния бедствий за их грехи, то сос­
тояния утешительного благоденствия по милосердию Бо-
жию. В это время измышлены басни: о Триптолеме, якобы
он по велению церкви летал на крылатых змеях, снабжая
нуждающиеся страны пшеницей; о Минотавре, якобы это
животное было заключено в лабиринте, из которого во­
шедшие в него люди, блуждая без конца, не могли выйти;
о кентаврах, якобы они имели в одно и то же время
природу коней и людей; о Цербере, будто это — трехгла­
вый пес преисподней; о Фриксе и сестре его Гелле, якобы
они бежали верхом на баране; о Горгоне, у которой якобы
вместо волос были змеи и она обращала в камни смот­
ревших на нее; о Беллерофонте, будто его возил крылатый
конь, названный Пегасом; об Амфионе, будто приятными
звуками цитры он смягчал и привлекал к себе камни; о
мастеровом Дедале и его сыне Икаре, будто они летали,
устроив себе крылья; об Эдипе, будто он заставил некое
четвероногое с человеческим лицом чудовище, называвше­
еся Сфинксом, погибнуть от падения в пропасть после
того, как разгадал его загадку, которую оно имело обык­
новение задавать, считая ее неразрешимой; об Антее,
243