Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/242"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
празднуют народы, то считают баснословным вымыслом,
чтобы иметь повод к установлению игр для умилостив­
ления божеств хотя бы и ложными их преступлениями.
В это же время в Тирии пользовался известностью Герку­
лес, — не тот, о котором упоминалось выше, а другой;
в истории, которая сохраняется в тайне, говорится как о
многих Л иберах-отцах, так и о многих Геркулесах. Этот-то
именно Геркулес, которому приписывают двенадцать вели­
ких дел, но между коими не упоминают убийства афри­
канца Антея, так как оно относится к другому Геркулесу,
сжег, как рассказывают они в своих сочинениях, сам себя
на горе Эте с тем мужеством, с каким побеждал чудо­
вищ, но с каким не смог вытерпеть болезни, которая
обессиливала его. В это же время царь или, вернее, ти­
ран Вузирис приносил своих гостей в жертву своим богам.
О нем рассказывают, что он был сыном Нептуна от матери
Ливии, дочери Эпафа. Что Нептун совершил это прелю­
бодеяние, конечно, считается ложным, из опасения воз­
вести хулу на богов; а присваивается это поэтам и театрам,
чтобы было чем умилостивлять богов. Говорят также, что
родителями царя Афин Эрихтония, в последние годы
жизни которого умер Иисус Навин, были Вулкан и Ми­
нерва. Но так как Минерву полагают девственницей, то
говорят, что Вулкан при взаимном между ними споре,
возбужденный страстью, излил семя на землю; отсюда
рожденному от этого семени человеку и было дано такое
имя. Ибо греческое слово epi£ означает спор, a x^tov —
землю; из этих двух слов и сложилось имя Эрихтоний.
Нужно признаться, впрочем, что более ученые мужи
подобные вещи отвергают и не допускают их в отноше­
нии своих богов; по их словам, это баснословное мнение
возникло потому, что в храме Вулкана и Минервы, кото­
рый в Афинах был один для них обоих, найден был
подкидыш — мальчик, обвитый драконом, предсказавшим
ему великое будущее; так как родители этого мальчика
были неизвестны, то ради общего храма его называли
сыном Вулкана и Минервы. Вышеприведенная басня, од­
нако, лучше, чем эта история, объясняет происхождение
имени Эрихтоний. Но нам, впрочем, что до этого? Пусть
242