Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Минерва победила большинством голосов и в то же время
потерпела поражение в лице своих наказанных избира­
тельниц, отвоевав у мужчин, оказавшихся ее противника­
ми, Афины, но потеряв право считать дружественных ей
женщин афинянками. В это же время, по свидетельству
Варрона, при Афинском царе Кранае, преемнике Кекропса,
а по свидетельству наших историков, Евсввия и Иеронима,
еще при жизни самого Кекропса, был потоп, названный
Девкалионовым потому, что Девкалион царствовал в тех
странах, где этот потоп по преимуществу имел место. Но
потоп этот отнюдь не простирался до Египта и сопре­
дельных с ним стран.
Глава XI
Итак, Моисей вывел народ Божий из Египта в самые
последние годы царствования царя Афин Кекропса, когда
у ассирийцев царствовал Аскатад, у сикионцев Мараф, у
аргосцев Триопас. Он сообщил народу полученный от Бога
на Синайской горе закон, который называется Ветхим за­
ветом, потому что в нем заключаются земные обетования;
а через Иисуса Христа имел быть завет Новый, в котором
обещается небесное царство. Такой должен был наблю­
даться порядок, так как во всяком человеке, преуспевающем
в Боге, происходит то, о чем говорит апостол в словах:
"Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное";
и так оно на самом деле, как он говорит: "Первый чело­
век — из земли, перстный; второй человек — Господь с
неба" (! Кор. XV, 46, 47). Моисей управлял народом
Божиим сорок лет в пустыне и умер ста двадцати лет,
пророчествуя о Христе под телесными образами в учреж­
дении Скинии, священства, жертвоприношений и в многих
других таинствах и установлениях. Моисею преемствовал
Иисус Навин, и, введя народ в обетованную землю,
водворил его там, победив по божественному полномочию
народы, которые прежде обладали теми местами. Управляя
после смерти Моисея народом двадцать семь лет, умер и
он при восемнадцатом Ассирийском царе Аминте, при
240