Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/24"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
пребывающим вовек потому, что пребудет вовек то, к
чему этот страх приводит.
Если это так, то, поелику правильной жизнью должна
почитаться такая, которая должна привести к жизни бла­
женной, то жизнь правильная имеет упомянутые располо­
жения правильные, а превратная — превратные. Жизнь
же блаженная, она же и вечная, будет иметь и любовь и
радость не только правильные, но и непременные; страха
же и скорби не будет иметь вообще. Отсюда так или
иначе видно, каковы должны быть во время этого стран­
ствия граждане града Божия, живущие по духу, а не по
плоти, т. е. по Богу, а не по человеку, и какими они
будут в том бессмертии, к которому стремятся. Град же
(земной), т. е . общество нечестивых, живущее не по Богу,
а по человеку как в почитании божества ложного, так и
в пренебрежении Божеством истинным, следующее учениям
людей или демонов, мучится этими извращенными рас­
положениями, как болезнями и волнениями. И если есть
в нем иные граждане, которые представляются сдержи­
вающими в себе эти движения и как бы обуздывающими
их, то они до такой степени горды и надменны в своем
нечестии, что от этого у них настолько же увеличивается
опухоль, насколько уменьшается ее болезненность. А если
некоторые из тщеславия, тем более зверского, чем более
редкого, закалили себя в этом до такой степени, что
делаются уже недоступными никаким движениям и воз­
буждениям чувства, ничем не трогаются, ни перед чем не
склоняются: то они скорее теряют всякую человечность,
чем достигают истинного спокойствия. Ибо не потому
что-нибудь правильно, что оно затвердело, и не потому
что-нибудь здорово, что оно бесчувственно.
Глава X
Но не без основания спрашивают: имел ли первый
человек, или имели ли первые люди (ибо был супружеский
союз двоих) до греха в душевном теле такие движения,
которых мы не будем иметь по очищении от всякого греха
24