Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/239"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава X
Марк Варрон не хочет, однако, доверять баснослов­
ным измышлениям о богах, чтобы не подумать чего-нибудь
недостойного величия. Поэтому он не допускает, чтобы
ареопаг, в котором рассуждал с афинянами апостол Павел
(Деян. XVII, 19) и от названия которого все афинские
сенаторы прозывались ареопагитами, получил свое имя от
того, что Марс, по-гречески АрцС» когда на этом поле
(pago) судили его двенадцать богов по обвинению в
убийстве, был оправдан шестью голосами; ибо когда при
произнесении приговора голоса разделялись поровну, оп­
равдание обыкновенно предпочиталось обвинению. Во­
преки этому наиболее распространенному мнению, он
старается на основании не пользующихся известностью
сочинений подыскать некоторое иное объяснение этому
имени, чтобы не думали, будто афиняне ареопаг назвали
именем Марса и поля, как бы Марсовым полем, т. е . в
оскорбление божествам, которым, по его мнению, чужды
ссоры и тяжбы. Варрон утверждает, что это сказание о
Марсе настолько же ложно, насколько и сказание о трех
богинях, Юноне, Минерве и Венере, которые якобы из-за
золотого яблока спорили перед судьею Парисом о пре­
восходстве своей красоты; хотя последнее служит предме­
том и повествования, и представления в пении и плясках,
при громе театральных рукоплесканий во время игр, ус­
тановленных для умилостивления богов, услаждающихся
такими своими истинными или ложными преступлениями.
Варрон этому не верит из опасения, как бы не помыс­
лить чего-нибудь несоответствующего природе и нравам
богов. Однако, приводя не баснословное, а историческое
объяснение названия Афин, он заносит в свое сочинение
спор Нептуна и Минервы относительно того, чьим именем
должен назваться город, — спор такого свойства, что,
когда они обнаружили соперничество проявлением чудес­
ных знамений, Аполлон, к которому обратились за советом,
не решился разбирать их, но чтобы покончить распрю
между богами, как Юпитер трех упомянутых богинь послал
к Парису, так и он отослал их к людям, на суде которых
239