Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
аргосцев пятый Криаз, родился в Египте Моисей; через
него народ Божий освободился от египетского рабства, в
коем он должен был томиться, чтобы возжелать помощи
своего Создателя. Некоторые полагают, что в царствование
упомянутых царей жил Прометей, который, говорят, из
глины образовал людей; потому что, как утверждают, был
самым лучшим учителем мудрости; хотя, впрочем, не ука­
зывают, какие были в его время мудрецы. О брате его
Атласе говорят, что он был великий астролог: это дало
повод молве представлять его носящим небо; хотя его
именем называется гора, высота которой, вероятнее всего,
и вызвала народное поверье о ношении неба. С того вре­
мени в Греции начало появляться и много других басен;
и до самого времени Кекропса, царя афинян, в царство­
вание которого этот народ стал называться своим тепе­
решним именем и при котором через Моисея Бог вывел
евреев из Египта, многие умершие, благодаря невежест­
венному и пустому обычаю и суеверию греков, были
отнесены к числу богов. Между ними была жена царя
Криаса Мелантомика и сын их Форвас, который после
отца был шестым царем аргосцев, равно и сын седьмого
царя Триопа Иас, и девятый царь Сфенелай, или Сфене-
лей, или Сфенел: у различных писателей он называется
по-разному.
В эти времена, по некоторым сказаниям, жил и Мер­
курий, внук Атласа от дочери Майи, о чем толкуется во
многих самых распространенных сочинениях. Он славился
знанием многих наук и искусств, которые передал людям;
этим он заслужил то, что после смерти его объявили или
даже вообразили богом. Позднее, говорят, жил Геркулес,
относящийся, впрочем, к тем же временам аргосцев; хотя
некоторые полагают, что он жил раньше Меркурия, но,
на мой взгляд, они ошибаются. В какое бы, впрочем,
время они ни родились, у историков вполне достоверных,
писавших об этих древних событиях, считается несомнен­
ным, что оба они были людьми и удостоились божеских
почестей за то, что оказали смертным много благодеяний
в смысле улучшения удобств настоящей жизни. Что касает­
ся Минервы, то она гораздо древнее. Говорят, что она во
236