Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
был назван не Аписом, а Сераписом, весьма удовлет­
ворительное объяснение дает Варрон. Так как гроб, в
который кладется умерший и который теперь все называ­
ют старкофауо^, по-гречески называется аоро^, и после
похорон его начали почитать в этом фобе, прежде чем
построили ему храм; то сперва он был ^назван как бы
Сорос и Апис, Сорапис, а потом, с переменой одной
буквы, как это часто бывает, Серапис. И относительно
него также было постановлено, чтобы каждый, кто сказал
бы, что он был человеком, подвергался смертной казни.
А так как почти во всех храмах, в которых чтили Исиду
и Сераписа, стояла и статуя, которая пальцем, прижатым
к губам, по-видимому советовала хранить молчание, то
Варрон думает, что это означает, чтобы молчали о том,
что они были людьми. Но тот бык, которого одержимый
удивительной суетностью Египет содержал в честь Аписа
с величайшей роскошью, назывался просто Аписом, а не
Сераписом, потому что его чтили живого, без саркофага.
Когда этот бык умирал и после этого находили теленка
такого же самого цвета, т. е . имеющего такие же белые
пятна, то считали это чем-то чудесным и совершившимся
по божественному промышлению. Действительно, для их
обольщения демонам нетрудно было показать зачинающей
и стельной корове призрак подобного быка, который бы
видела только она одна; затем уже похоть матери привле­
чет то, что на плоде ее отразится телесным образом.
Добился же Иаков при помощи разноцветных палочек,
что овцы и козы рождались разных цветов (Быт. XXX,
37 — 42). А что люди могут производить в зачинающих
животных при помощи действительных цветов и предметов,
то демоны весьма легко могут делать при помощи ложных
образов.
Глава VI
Итак, Апис, царь Аргоский, а не Египетский, умер в
Египте. Ему наследовал в управлении царством сын его
Аргос, от имени которого получили свое название Аргос,
а затем аргосцы; при предшествовавших же царях ни
234