Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
столько, чтобы читатели сами могли оба их между собою
сравнить.
Глава II
Итак, общество смертных, рассеянное на земле повсюду
и при всем различии местных условий соединенное извес­
тной общностью одной и той же природы, — вследствие
того, что каждый ищет своей пользы и удовлетворения
своих желаний, а того, к чему он стремиться, или не
хватает никому, или хватает, но не всем, — не будучи
тождественно, по большей части разделяется само против
себя, и часть, которая пересиливает, угнетает другую.
Побежденная подчиняется победившей, предпочитая, ко­
нечно, не только господству, но и самой свободе хоть ка­
кой-нибудь мир и спасение; и это — до такой степени,
что те составляли предмет великого удивления, которые
предпочитали лучше погибнуть, чем переносить рабство.
Ибо почти у всех народов высказывался некоторым обра­
зом голос природы, по которому они обычно предпочитали
покориться победителям, чем подвергнуться уничтожению
вследствие истребительной войны. Из этого вышло так,
что не без действия промысла Божия, во власти которого
находится то, чтобы каждый посредством войны или
покорялся сам, или покорял других, одни обладали цар­
ствами, а другие подчинялись царствующим. Но из многих
земных царств, на которые разделяется общество земных
выгод или желаний (которое мы называем градом мира
сего), мы выделяем два царства, сделавшихся самыми
знаменитыми: сперва Ассирийское, затем Римское, разгра­
ниченные и отделенные друг от друга как по времени,
так и по месту. Ибо как первое возникло прежде, а вто­
рое — после, так то возникло на Востоке, а это — на
Западе; и притом с концом первого совпадает начало
последнего. Что же касается остальных царств и осталь­
ных царей, то я назвал бы их резервами тех двух.
Итак, Нин был вторым царем ассирийцев, наследо­
вавшим отцу своему Белу, первому царю этого царства,
когда в земле Халдейской родился Авраам. Было в то
229