Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/228"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
КНИГА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Глава I
Я обещал написать о начале, распространении и неиз­
бежном конце двух градов, из которых* один — град
Божий, а другой — град настоящего века, где странствует
теперь и град Божий, насколько он принадлежит к чело­
веческому роду. Но прежде, насколько мне помогла бла­
годать Христова, я опроверг противников града Божия,
которые Создателю его, Христу, предпочитают своих богов
и с пагубной для себя злобой ненавидят христиан. Это я
сделал в первых десяти книгах. Что же касается того
тройственного обещания, о котором я только что упомянул,
то начало обоих тадов изложено мною в следующих за
десятью четырех кчигах. Потом в еще одной книге, пят­
надцатой книге настоящего сочинения, говорится об их
распространении от первого человека до потопа; и затем,
как в истории, так и в нашем сочинении оба града
продолжают идти совместно вплоть до Авраама. Но на­
чиная с патриарха Авраама до времени царей Израильс­
ких, — на чем мы закончили шестнадцатую книгу, — и
от этого времени до пришествия во плоти самого Спасителя,
на чем заканчивается книга семнадцатая, мое сочинение
повествует о распространении одного только града Божия,
хотя в настоящем веке этот град не жил обособленно, но
оба они, как и с самого начала, всегда вместе в зависимос­
ти от успехов того или другого в делах человеческих со­
общали временам различный характер. Это я сделал для
того, чтобы с первого момента, как обетования Божий
начали быть более ясными, и до самого рождения от
Девы Того, в Ком должно было исполниться обетован­
ное, судьбы града Божия, не переплетаясь с противополож­
ными судьбами другого града, обрисовывались отчетливей;
хотя до откровения Нового завета он ходил не в свете,
а в тени. Теперь я считаю нужным сделать то, что опустил:
коснусь и судеб другого града со времени Авраама на-
228