Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
об этом, та и другая часть успокоилась, установив взаимный
мир: ибо совершилось разделение не религии, а царства.
Глава XXII
Но по нелепому безрассудству царь Израиля Иеровоам,
не веря Богу, правдивость Которого он испытал в испол­
нении данного ему обещания царства, побоялся, чтобы
народ, приходя к храму Божию, который был в Иерусалиме
и куда по божественному закону должны были приходить
все евреи для принесения жертв, не отложился от него
и не возвратился снова под власть племени Давидова, как
племени царственного. Он установил в своем царстве
идолопоклонство и увлек народ Божий вместе с собою к
нечестивому почитанию статуй. Впрочем, Бог не перестал
всячески обличать через пророков не только этого царя,
но и преемников его, бывших подражателями его нечестия,
и сам народ. Ибо там появились и те знаменитые великие
пророки, которые совершили многие чудеса: Илия и ученик
его Елисей. Там же, когда говорил Илия: "Сыны Израилевы
оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и
пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей
души ищут, чтобы отнять ее" (III Цар. XIX, 10), ему дан
был ответ, что есть еще там семь тысяч мужей, которые
не преклоняли колен пред Ваалом.
Глава XXIII
В свою очередь, и в царстве Иуды, приуроченном к
Иерусалиму, даже во времена последующих царей не бы­
ло недостатка в пророках. Бог посылал их по Своему
усмотрению или для предвозвещения того, что нужно было
предвозвестить, или для обличения грехов и для научения
справедливости. Ибо и там, хотя гораздо реже чем в
Израиле, но все же появлялись цари, тяжко оскорблявшие
Бога своим нечестием и подвергавшиеся с подражавшим
им народом умеренным наказаниям. Но там с похвалою
225