Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XXI
Остальные еврейские цари после Соломона, если и
оказываются пророчествовавшими о Христе и Церкви, то
лишь некоторою загадочностью своих изречений и дейст­
вий; и это как в Иудее, так и в Израиле. Последними
именами были названы части этого народа с того времени,
как он, вследствие наказания Божия за прегрешения Со­
ломона, разделился при сыне его Ровоаме, наследовавшем
отцу в царствовании. Десять колен, которые принял в
управление раб Соломона Иеровоам, стали называться
тогда Израилем, хотя это было имя всего народа. А два
колена, т. е . Иудино и Вениаминово, оставшиеся подчи­
ненными Иерусалиму ради Давида, чтобы царская власть
не прекратилась в его поколении, носили имя Иуды: так
как из этого колена был Давид. Другое же колено,
принадлежавшее, как я сказал, к этому царству, Вени­
аминово, было коленом, из которого происходил Саул,
царствовавший перед Давидом.
Оба эти колена вместе, как сказано, назывались Иудою;
и этим именем отличались от Израиля, каковым именем
по преимуществу назывались десять колен, имевшие соб­
ственного царя. Колено же Левиино, бывшее священ­
ническим и потому обязанное служением Богу, а не царям,
считалось тринадцатым. Это потому, что Иосиф, один из
двенадцати сыновей Иакова, оставил после себя не одно,
как другие, а два колена, Ефремово и Манассиино. Впро­
чем, и коленно Левиино более принадлежало к царству
Иерусалимскому, где находился храм Божий, которому оно
служило. Итак, по разделении народа в Иерусалиме первым
царствовал Ровоам, царь Иудеи, сын Соломона, а в Самарии

Иеровоам, царь Израиля, раб Соломона. И когда Ровоам
хотел было войною достигнуть власти над отделившеюся
частью, то народу было запрещено сражаться со своими
братьями: Бог сказал через пророка, что это разделение

Его дело. Отсюда уяснилось, что в этом деле не было
греха ни со стороны царя Израильского, ни со стороны
народа, а было исполнение воли каравшего Бога. Узнав
224