Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/223"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
внимание, разумеет не явства, доставляющие плотское
удовольствие, он довольно ясно показывает, когда говорит:
"Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить
в дом пира". И несколько далее: "Сердце мудрых — в
доме плача, а сердце глупых — в доме веселия" (Еккл.
VII, 2, 4). Но в особенности я считаю нужным напомнить
из этой книги то, что касается двух градов, одного
диаволова, другого Христова, и царей их, диавола и Христа.
"Горе тебе, земля, — говорит Екклесиаст, — когда царь
твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе,
земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья
твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресы­
щения!" (Еккл. X, 16, 17). Отроком он называет диавола
по причине глупости, гордости, наглости и других пороков,
обыкновенно в изобилии присущих этому возрасту; Христа
же называет сыном благородных, т. е . святых патриархов,
принадлежащих к свободному граду, от которых Он про­
изошел по плоти. Князья первого града едят рано, т. е.
до соответствующего часа, потому что не ждут благовре­
менного и истинного счастья в будущем веке, желая
насладиться поскорее блеском века этого. Князья же града
Христова терпеливо ожидают времени неложного блажен­
ства. На это он указывает словами: "не для пресыщения";
потому что их не обманет надежда, о которой апостол
говорит: "Надежда не постыжает" (Рим. V, 5). Говорит
(об этом) и псалом: "На Тебя уповаю, да не постыжусь"
(Пс. XXIV, 2). Вслед за этим и Песнь Песней представляет
некоторое духовное наслаждение святых умов в союзе
этого Царя и царицы града, т. е . Христа и Церкви. Но
наслаждение это представлено под аллегорическими пок­
ровами, чтобы пламеннее желалось и приятнее обнару­
живалось, и стал бы видимым и жених, которому в этой
Песне говорится: "Достойно любят тебя!" (Песн. I, 3), и
невеста, которой там же говорят: "Как ты прекрасна, как
привлекательна, возлюбленная" (Песн. VII, 6). Обходим
многое молчанием, чтобы удержать настоящий труд в
надлежащих границах.
8 3ак. 3601
223