Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
убьем его и завладеем наследством его" (Мф. XXI, 38).
Таковы и те слова в той же книге, которые мы привели
прежде, когда говорили о бесплодной, которая родила
семерых: знавшие, что Христос есть Божия Премудрость,
только к Христу и Церкви обыкновенно и относили их
после того, как они были произнесены*
"Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов
его, заколола жертву, растворило вино свое и приготовила
у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с воз­
вышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!"
И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой, и
пейте вино, мною растворенное" (Притч. IX, 1 — 5). В
этих словах мы действительно узнаем Божию Премудрость,
т. е . совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном
чреве дом — тело человеческое, и к этому телу, как
члены к главе, присоединившее Церковь; заклавшее жертвы
мучеников; приготовившее трапезу из вина и хлебов, в
которых проявилось и священство по чину Мельхиседекову;
призвавшее безумных и бедных смыслом: ибо, по слову
апостола, "избрал немощное мира, чтобы посрамить силь­
ное" (I Кор. I, 27). Однако же, этим немощным Оно
говорит далее: "Оставьте неразумие, и живите, и ходите
путем разума" (Притч. IX, 6). Быть же причастным трапезе
Его и значит начать жить. Ибо и в другой книге, которая
называется Екклесиаст, когда говорится: "Нет лучшего для
человека под солнцем, как есть, пить и веселиться" (Еккл.
VIII, 15), что другое имеется в виду, как не то, что
относится к причастию той трапезе, которую предлагает
из тела и крови Своей этот Посредник Нового завета,
священник по чину Мельхиседекову? Ведь эта жертва
заменила собою те жертвоприношения Ветхого завета,
которые совершались как сень будущего. Это дает нам
понять и в тридцать девятом псалме голос того же
Посредника, Который говорит: "Жертвы и приношения
Ты не восхотел; Ты открыл мне уши" (Пс. XXXIX, 7).
Вместо всех тех жертв и приношений приносится и
раздается причастникам тело Его.
Что сам Екклесиаст в изречении о еде и питье, которое
часто повторяет и на которое заставляет обратить особое
222