Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
о страданиях Христа. Нечестивые убийцы его представля­
ются говорящими: "Уловим праведного, ибо он нам непри­
ятен и противится делам нашим, и поносит прегрешения
законов наших, и бесславит грехи учения нашего. Возвещает
нам разумение Божие и сыном Божиим именует себя. Он

обличитель помыслов наших. Тяжко нам видеть его,
ибо праведны пути его. Увидим, истинны ли слова его:
если он истинный сын Божий, (Бог) защитит его, избавит
его от рук противящихся (ему). Досаждением и мукой
будем истязать его, да увидим кротость его, и искусим
терпение его. Смертию позорной осудим его". Так помыс­
лили и прельстились, ибо злоба их ослепила их" (Прем.
II, 12 — 21).
В Екклесиастике же предсказывается будущая вера языч­
ников в следующих выражениях: "Помилуй нас, Владыко
Господи, и устраши все народы: воздвигни руку Твою на
народы чуждые, да узрят они силу Твою. Как пред ними
Ты освятился в нас, так пред нами возвеличься в них; и
да познают они, как и мы познали, что нет Бога кроме
Тебя, Господи" (Сирах. XXXVI, 1 — 5). Это пророчество,
изложенное в виде пожелания и молитвы, мы видим
исполнившимся через Иисуса Христа. Но против спор­
щиков не имеют такой силы свидетельства, приводимые
из писаний, не входящих в состав иудейского канона.
Что касается тех трех книг, о которых известно, что
они принадлежат Соломону, и которые иудеи считают
каноническими, то для указания того, что в них находится
в таком же роде относящегося ко Христу и Церкви,
необходимо тщательно проведенное исследование, которое
вывело бы нас из надлежащих границ, если бы мы вдались
в него в настоящее время. Впрочем, приводимые в Притчах
слова нечестивых: "Подстережем непорочного без вины,
живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как
нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного иму­
щества" (Притч. I, 11 — 13), не до такой степени темны,
чтобы их нельзя было без особого и старательного тол­
кования применять к Христу и Его имуществу, Церкви.
Нечто подобное и сам Господь Иисус влагает в евангельской
притче в уста злых делателей: "Это наследник; пойдем,
221