Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
(Пс. LXVIII, 23, 24), и проч. Высказано это как пожелание;
но под видом пожелания изложено пророческое предска­
зание. Удивительно ли после этого, что не видят очевидного
те, чьи очи помрачились, чтобы не видеть? Удивительно
ли, что не воспринимают небесного те, у которых рас­
слаблены чресла, чтобы смотреть им вниз? Последними
словами, перенесенными от тела, обозначаются пороки
душевные. Приведенных свидетельств из псалмов, т. е. из
пророчеств царя Давида, достаточно, и пора нам уже знать
меру. Читающие это и знающие их все пусть извинят и
не жалуются, если на их взгляд или по их мнению
окажется, что я опустил нечто более важное.
Глава XX
Итак, в земном Иерусалиме царствовал Давид, сын
Иерусалима небесного, весьма восхваляемый в божествен­
ном Писании, ибо и сами проступки его были через
спасительное уничижение покаяния заглажены таким бла­
гочестием, что он, несомненно, находится в числе тех, о
которых сам говорит: "Блажен, кому отпущены беззакония,
и чьи грехи покрыты!" (Пс. XXXI, 1). По смерти его
царствовал над тем же народом сын его Соломон, начавший
царствовать, как сказано было выше, еще при жизни отца.
Этот, после доброго начала, имел конец дурной. Счастливые
обстоятельства, утомляющие души мудрых, причинили ему
более вреда, чем принесла пользы самая мудрость, досто­
памятная теперь и впредь, а в то время далеко и повсюду
прославлявшаяся. Находят, что и он пророчествовал в
своих книгах. Три его книги: Притчи, Екклесиаст и Песнь
Песней зачислены в число канонических. Другие же две,
из которых одна называется Премудрость, а другая —
Екклесиастик, по причине некоторого сходства в изло­
жении, принято также называть Соломоновыми; но ученые
не сомневаются, что они принадлежат не ему. Впрочем,
Церковь, в особенности же Западная, издревле приняла
их в число священных. В одной из них, которая называется
Премудрость Соломона, излагается яснейшее пророчество
220