Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/218"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (т. е . попрал
меня ногами). Ты же, Господи, помилуй меня, и восставь
меня, и я воздам им" (Пс. XL, 10, 11). Кто станет теперь
отрицать это, видя, как после страданий и воскресения
Христа иудеи подверглись истреблению в кровопролитной
войне, были исторгнуты с корнем из своих поселений?
Убитый ими воскрес и воздал им пока 'временным вра­
зумлением, помимо того, что оставляет для неисправимых
на будущее, когда будет судить живых и мертвых. Да и
сам Господь Иисус, указывая простертым хлебом предателя
Своего апостолам, напомнил этот самый стих псалма и
сказал, что он исполнился на Нем: "Ядущий со Мною
хлеб поднял на Меня пяту свою" (Иоан. XIII, 18). Слова
же "на которого я полагался" соответствуют не Главе, а
телу. Сам Спаситель знал, конечно, того, о ком еще
прежде сказал: "Один из вас диавол" (Иоан. VI, 70). Но
Он имеет обыкновение представлять в Своем лице членов
Своих и приписывать Себе относящееся к ним, так как
и Глава и тело составляют одного Христа; отсюда известное
выражение в Евангелии: "Алкал Я, и вы дали Мне есть".
Поясняя это, Он говорит: "Так как вы сделали это одному
из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф.
XXV, 35, 40). Итак, Он сказал, что уповал, потому что
на Иуду возлагали упование ученики Его в то время,
когда Иуда был причислен к апостолам.
Иудеи же не думают, что ожидаемый ими Христос
может умереть. Поэтому они полагают, что предсказанный
Законом и Пророками не есть наш Христос, а какой-то
их, которого они воображают чуждым смертных страданий.
Поэтому с изумительной суетностью и слепотою со своей
стороны утверждают, будто приведенные нами слова озна­
чают не смерть и воскресение, а сон и пробуждение. Но
им громкое свидетельство дает и псалом пятнадцатый:
"Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык
мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты
не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему
увидеть тление" (Пс. XV, 9, 10). Кто мог бы сказать, что
плоть его успокоилась в надежде, что душа в аде не
останется, но немедленно возвратившись к ней (плоти),
218