Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/217"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XVIII
Не умолчали пророчества псалмов и о воскресении Его.
Ибо о чем другом поется в псалме третьем от лица Его:
"Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня"
(Пс. III, 6)? Разве кто-нибудь окажется до такой степени
потерявшим здравый смысл, что подумает, будто пророк
хотел представить нам как нечто великое то, что он уснет
и встанет, если под сном этим не разумелась смерть, а
под пробуждением — воскресение, которое в таких вы­
ражениях надлежало предвозвестить о Христе? Гораздо
яснее указывается на это в псалме сороковом, где по
обычаю от лица того же Посредника рассказывается в
виде прошедшего то, что предсказывалось как имеющее
совершиться; ибо имевшее совершиться, в предопределении
и предвидении Божием было как бы уже совершившимся,
настолько оно было несомненным. "Враги мои, — читаем
в псалме, —
говорят обо мне злое: "когда он умрет и
погибнет имя его?" И если приходит кто видеть меня,
говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он,
вышедши вон, толкует. Все, ненавидящие меня, шепчут
между собою против меня, замышляют на меня зло: "слово
велиала пришло на него; он слег; не встать ему более"
(Пс. XL, 6 — 9)? На этот раз слова эти поставлены уже
в такой связи, что смысл их однозначен: "Он умер; не
воскреснуть Ему". Ибо предыдущие слова показывают, что
враги Его задумали и подготовили Его смерть, и это
приведено в исполнение через посредство того, который
входил, чтобы видеть, и выходил, чтобы предать. Кто не
вспомнит при этом Иуду, сделавшегося из ученика Его
предателем?
Итак, поелику они имели исполнить предпринятое, т.е .
убить Его, то, показывая, что они напрасно из суетной
злобы убьют Того, Кто должен воскреснуть, Он прибавляет
этот стих, как бы говоря: "Что вы, суетные, делаете? Что
будет злодеянием вашим, то будет моим сном". А что
такое великое злодеяние они совершат, однако же, не
безнаказанно, Он показывает в последующих стихах, говоря:
"Даже человек мирный со мною, на которого я полагался,
217