Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
бессилия. Затем, относительно сказанного несколько далее:
"Клялся Господь, и не раскается (этими словами указы­
вается непременное исполнение в будущем того, что при­
бавляется): Ты священник вовек по чину Мельхиседека"
(Пс. CIX, 4), —
кто, имея в виду, что священства и
жертвоприношения по чину Ааронову уже нигде нет, а
повсюду при священстве Христовом приносится то, что
принес Мельхиседек, когда благословлял Авраама (Быт.
XIV, 18), может недоумевать, к Кому относятся эти слова?
Итак, с этим, вполне ясным, сопоставляется, когда
понимается правильно, то, что в том же псалме говорится
несколько темнее: это мы уже и сделали в своих, писанных
для народа, словах. Так и в другом псалме, где Христос
словами пророчества говорит об уничижении в Своих
страданиях: "Пронзили руки мои и ноги мои. Можно
было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают
из меня зрелище" (Пс. XXI, 17, 18). Этими словами Он
указал на распростертое на кресте тело, с руками и ногами,
пригвожденными к дереву, и на то, что Он представил
Собою зрелище для наблюдавших и рассматривавших Его.
Он прибавил даже: "Делят ризы мои между собою, и об
одежде моей бросают жребий" (Пс. XXI, 19). Как испол­
нилось последнее пророчество, рассказывает евангельская
история (Мф. XXVII, 35). Несомненно, что и остальное,
что сказано в том же псалме менее ясно, будет понято
правильно, если будет соответствовать тому, что выражено
столь очевидно; и это тем более, что и то, что мы считаем
несовершившимся, а полагаем только совершающимся,
оказывается в настоящее время осуществляющимся уже по
всему миру, как и предсказано в том псалме из столь
отдаленного от нас времени. Ибо в нем несколько далее
говорится: "Вспомнят и обратятся к Господу все концы
земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
ибо Господне есть царство, и Он — владыка над народами"
(Пс. XXI, 28, 29).
216