Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/215"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
плоть, чтобы быть человеком. Об этом граде другой псалом
говорит: "О Сионе же будут говорить: "такой-то и такой-то
муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его" (Пс.
LXXXVI, 5). Кто этот Всевышний, как не Бог? Поэтому
Бог Христос, прежде чем соделался в этом граде через
Марию человеком, Сам же и основал его в патриархах и
пророках. Итак, если этой царице, граду Божию, так
задолго было пророчески предсказано исполнившееся уже
на наших глазах: "Вместо отцов Твоих, будут сыновья
Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле"; ибо из
ее сынов предстоятели и отцы ее по всей земле; если ей
исповедываются народы, притекающие к ней с признанием
бесконечных заслуг ее в веке века; то без всякого сомнения
все, что в этом месте говорится несколько темновато в
образных выражениях, как бы оно ни понималось, должно
соответствовать указанному яснейшему смыслу этого места.
Глава XVII
То же справедливо и в отношении к тому псалму, в
котором предсказывается яснейшим образом Христос-Свя­
щенник, как в рассмотренном выше псалме предсказывается
Христос-Царь: "Сказал Господь Господу моему: сиди одес­
ную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног
Твоих" (Пс. С1Х, 1). Восседание Христа одесную Бога
Отца составляет предмет веры, а не видения; равным
образом не обнаруживается, что враги его положены под
ноги Его; это делается, но обнаружится в конце; пока и
это — предмет веры, а после будет предметом видения.
Но то, что следует далее: "Жезл силы Твоей пошлет
Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих" (Пс.
С1Х, 2), до такой степени очевидно, что отрицать это —
признак не только недобросовестности и скудоумия, но
даже бесстыдства. Сами враги сознаются, что из Сиона
был послан Христов закон, который мы называем Еван­
гелием и который признаем жезлом силы Его. О господстве
же Его среди Его врагов свидетельствуют сами же они со
скрежетом зубовным и с сознанием своего против Него
215