Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/214"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
глуп, чтобы вообразить, будто в этом месте восхваляется
и описывается какая-либо обыкновенная женщина, жена
Того, Кому сказано: "Престол Твой, Боже, вовек; жезл
правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и
возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог
Твой елеем радости более соучастников Тврих". Разумеется

помазал Христа более христиан. Ибо последнее суть
соучастники Его. Из них изо всех народов через единство
и согласие составляется эта царица, в соответствии с тем,
что говорится о ней в другом псалме: "Город великого
Царя" (Пс. XLVII, 3). Она же и Сион в духовном смысле;
имя это в переводе на латинский язык значит "выс­
матривание". Высматривается в этом случае великое благо
будущего века, так как к нему направляются ее усилия.
Она же есть и Иерусалим в том же духовном смысле, о
чем многое уже было сказано. Ее враг — град диавола,
Вавилон, означающий в переводе "смешение". Через воз­
рождение, впрочем, царица эта освобождается от Вавилона
в среде всех народов, и от злейшего царя переходит к
Царю благому, т. е . от диавола к Христу. Поэтому и
говорится ей: "Забудь народ твой и дом отца твоего".
Часть этого нечестивого града составляют и израильтяне
по плоти, а не по вере: они даже враги великого Царя
и Его царицы. Пришедший к ним и убитый ими Христос
преимущественнее сделался Христом других народов, ко­
торых не видел во плоти. Поэтому в пророчестве одного
псалма сам Царь наш говорит: "Ты избавил меня от
мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников;
народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху
о мне повинуются мне" (Пс. XVII, 44, 45). Эти люди из
народов, которых не ведал Христос, когда являлся во
плоти, но в Которого они уверовали как в Христа, когда
о Нем было им возвещено, так что о них справедливо
говорится: "Вера от слышания, а слышание от слова
Божия" (Рим. X, 17), —эти люди, говорю, присоединенные
к истинным и по плоти и по вере израильтянам, составляют
град Божий, родивший по плоти и самого Христа в то
время, когда состоял еще из одних упомянутых израильтян.
Ибо оттуда была дева Мария, в которой Христос принял
214