Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
частников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой
и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
Дочери царей между почетными у Тебя" (Пс. XLIV, 2 —
10).
Кто, как бы ни был он туп, не узнает в этих словах
Христа, Которого мы проповедуем и в Которого веруем,
когда услышит, что Он называется Богом, престол Которого
"на веки", и помазанным от Бога, —помазанным, конечно,
как помазывает Бог, не видимым, а духовным и умным
помазанием? Разве есть кто, до такой степени невежест­
венный в этой религии или до такой степени глухой по
отношению к слухам о ней, столь далеко и широко
распространенным, что не знал бы, что Христос получил
имя Свое от хрисмы, т. е. от помазания? Признав же в
Царе Христа, он, став уже подданным Того, Который
царствует "ради истины и кротости и правды", на досуге
уяснит для себя и остальное, что говорится в этом случае
в переносном смысле: каким образом Он прекраснее всех
сынов человеческих, — прекраснее красотою особого рода,
тем более привлекательной и удивительной, чем менее она
красота телесная; что за меч у Него, что за стрелы и все
прочее, о чем говорится также не в собственном, а в
переносном смысле.
Затем Он увидит Церковь Его, соединенную со своим
Супругом союзом духовным и любовью божественной. О
ней говорится далее в следующих словах: "Стала царица
одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смо­
три, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом
отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он
Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами,
и богатейшие из народа будут умолять лице твое. Вся
слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом. В
испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся
к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с веселием и ли­
кованием, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих,
будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей
земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему
народы будут славить Тебя во веки и веки" (Пс. XLIV,
10 — 18). Не думаю, чтобы кто-нибудь был настолько
213