Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/212"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
приводятся фразы, вырванные из контекста); иначе может
показаться, что мы, как в известного рода составленных
из отрывков поэмах, выбираем для своей цели, будто
отдельные строки из большого стихотворения, то, что
оказывается написанным вовсе не о том предмете, а о
другом, весьма от него далеком. Чтобы указать его в
каком-нибудь псалме, нужно изложить весь псалом; а
какого стоит это труда, достаточно показывают и книги
других, и наши собственные, в которых мы это сделали.
Кто хочет и может, пусть читает их: в них он найдет,
сколько и каких пророчеств изрек царь и пророк Давид
о Христе и о Церкви Его, т. е. о Царе и о граде, который
Он создал.
Глава XVI
Хотя пророческие изречения по какому-нибудь пред­
мету имеют прямой и ясный смысл, к ним неизбежно
примешиваются и такие, которые имеют смысл переносный.
Последние особенно затрудняют учителей в деле истолко­
вания и разъяснения пророчеств людям не слишком по­
нятливым. Некоторые, впрочем, с первого же раза, как
только они высказываются, прямо указывают на Христа
и Церковь; хотя и оставляют для дальнейшего разъяснения
кое-что менее в них понятное. Таково следующее проро­
чество в той же книге Псалмов: "Излилось из сердца
моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык
мой — трость скорописца. Ты прекраснее сынов челове­
ческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благос­
ловил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечем
Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в
сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу
ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет
Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои; — народы падут
пред Тобою; — они — в сердце врагов Царя. Престол
Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему
помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соу-
212