Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ножие ног Твоих" (Пс. CIX, 1). Псалом надписывается
не "Давида", а "Давиду"*, как и многие другие.
Но мне представляется более вероятным мнение тех,
которые приписывают все сто пятьдесят псалмов самому
Давиду и думают, что сам же он надписал некоторые
чужими именами, дававшими какой-нибудь прообраз в
отношении к предмету, а в надписании остальных не
захотел поставить никакого человеческого имени, соответ­
ственно тому, что такой разнообразный порядок, хотя и
темный, но во всяком случае не лишенный значения,
внушил ему Господь. Уменьшать вероятность этого не
должно то обстоятельство, что в надписании некоторых
псалмов в этой книге читаются имена каких-нибудь про­
роков, живших гораздо позже царя Давида, как-будто
сказанное в этих псалмах говорится от их лица. Проро­
ческий Дух мог пророчествующему царю Давиду открыть
и эти имена будущих пророков, чтобы он мог пророчески
воспеть нечто, соответствующее их лицу, подобно тому,
как царь Иосия, имевший родиться и царствовать спустя
более трехсот лет, был открыт по имени некоему пророку,
предсказавшему будущие его действия.
Глава XV
Вижу, что от меня уже ждут, что в настоящем месте
этой книги я изложу те пророчества, которые изрек Давид
в псалмах о Господе Иисусе Христе или о Церкви Его.
Но удовлетворить это ожидание (хотя в одном случае я
это уже сделал) мне мешает скорее обилие их, чем
недостаток. Излагать их все я удерживаюсь, чтобы избежать
длиннот; а избирать некоторые опасаюсь, чтобы многим,
знающим их, не показалось, что я опустил нечто более
важное. Притом, приводимое свидетельство должно быть
связано с речью всего псалма, чтобы ничто не проти­
воречило ему (т. е . чтобы не было обвинений в том, что
* В современном каноническом русском издании этот псалом
надписан: "Псалом Даиида".
211