Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
царствования, когда не был бы подвержен опасности
подпасть под власть врагов. При такой изменчивости дел
человеческих, ни одному народу никогда не была обеспе­
чена безопасность до такой степени, чтобы он не страшился
вражеских нападений на эту земную жизнь. Итак, то место,
которое обещается, как место мирного* и безопасного
обитания, есть место вечное, и предопределено Вечным в
свободном Иерусалиме, где поистине будет народ Израиль:
ибо имя это в переводе значит "видящий Бога".
В
благочестивом ожидании такой нафады и следует проводить
по вере жизнь в течение настоящего трудного странство­
вания.
Глава XIV
Итак, при поступательном движении фада Божия во
времени, в бывшем сенью будущего земном Иерусалиме
царствовал, во-первых, Давид. Был же Давид мужем све­
дущим в пении, любя музыку не вследствие обычной
склонности к удовольствиям, а в силу своего чисто ду­
ховного настроения; и ею, как таинственным прообразом
чего-то великого, послужил Богу своему, Который есть
Бог истинный. Ибо разумное и соразмеренное сочетание
различных звуков лучше всего говорит о единстве благо­
устроенного фада, образующегося как гармоническое со­
четание разнородных частей. Далее, почти все его про­
рочества заключены в псалмах, содержащихся в числе ста
пятидесяти в книге, называемой нами книгою Псалмов.
Из этих псалмов некоторые считают произведениями Да­
вида лишь те, которые надписаны его именем. Некоторые
же думают, что им составлены только те, которые надписы­
ваются: "Давида"; а те, которые надписаны: "Давиду",
были составлены другими, но посвящены ему. Это мнение
опровергается евангельским свидетельством самого Спаси­
теля, когда Он говорит, что сам Давид по внушению Духа
назвал Христа Господом своим; потому что сто девятый
псалом начинается так: "Сказал Господь Господу моему:
сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в под-
210