Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/21"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
"желание разрешиться и быть со Христом" (Филип. I,
23); желающего видеть римлян, "чтобы иметь некий плод"
и у них, "как и у прочих народов" (Рим. I, 13); ревнующего
о Коринфянах, и вследствие этой ревности боящегося,
чтобы умы их не были посредством обольщения отвращены
от чистоты Христовой (II Кор. XI, 2, 3); имеющего великую
скорбь и непрестанную болезнь сердца об израильтянах
(Рим. IX, 2), "ибо, не разумея праведности Божией и
усиливаясь поставить собственную праведность, они не
покорились праведности Божией" (Рим. X, 3); извещающего
не только о скорби, но и о плаче своем о некоторых,
"которые согрешили прежде, и не покаялись" (II Кор.
XII, 21).
Если эти движения, эти чувства, проистекающие из
расположения к добру, но без святой любви, должны быть
признаны пороками, то мы дозволяем называть доброде­
телями действительные пороки. Но когда эти душевные
расположения имеют правильное направление, коль скоро
они обращаются к тому, к чему следует, то кто тогда
осмелится назвать их болезнями или порочными страстями?
Поэтому и сам Господь, благоволивший проводить чело­
веческую жизнь в образе раба, но не имевший совершенно
никакого греха, имел эти расположения в тех случаях, в
каких полагал должным их иметь И не было ложным
человеческое чувство в Том, в Ком были истинное тело
человека и истинная человеческая душа. Итак, говорится
отнюдь не ложно, когда рассказывается в Евангелии Его,
что Он с гневом скорбел об окаменении сердец иудеев
(Марк. III, 5); что говорил: "Радуюсь за вас, что Меня
не было там, дабы вы уверовали" (Иоан. XI, 15); что,
приступая к воскрешению Лазаря, проливал слезы (Иоан.
XI, 35); что возжелал с учениками своими есть пасху (Лук.
XXII, 15); что когда приближалось страдание, скорбела
Душа Его (Мф. XXVI, 38). И Он в целях известного
домостроительства воспринял эти движения человеческою
Душой, когда восхотел, так же, как сделался человеком,
когда восхотел.
Поэтому нужно признаться, что хотя бы эти располо­
жения у нас были и безукоризненны и являлись по Богу,
21