Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
устроит тебе дом", сказано устами Давида: "Ты, Господи
Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря:
"устрою тебе дом" (II Цар. VII, 11, 27). Этот дом созидаем
и мы доброю жизнью, созидает и Бог, помогая нам в
доброй жизни. Когда наступит время окончательного освя­
щения этого дома, тогда исполнится то, что говорил в
этом случае Бог через пророка Нафана словами: "Я устрою
место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и
будет он спокойно жить на месте своем, и не будет
тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более
теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил
судей над народом Моим Израилем".
Глава XIII
Кто ожидает этого столь великого блага в настоящей
жизни и на этой земле, тот поступает безрассудно. Не
подумает ли разве кто-нибудь, что это исполнилось в
мирное царствование Соломона? Мир этого царствования
Писание, действительно, выставляет по преимуществу на
вид, как сень будущего. Но такое предположение старатель­
но устраняется, когда вслед за словами: "Люди нечестивые
не станут более теснить его", тотчас же прибавляется:
"Как прежде, с того времени, как Я поставил судей над
народом Моим Израилем". Прежде чем стали поставляться
цари, над народом тем, со времени принятия им во
владение земли обетования, ставились судьи. Люди не­
честивые, т. е . чужеземные враги, постоянно тревожили и
обижали его, так как, по свидетельству Писания, мирные
времена сменялись войнами; но встречаются и в этот
период еще более продолжительные времена мира, чем
время Соломона, царствовавшего сорок лет. Например,
при судье, который назывался Аодом, мир продолжался
восемьдесят лет. Не следует поэтому думать, что в данном
обетовании предсказывались времена Соломона, а тем
более времена какого-либо другого царя. Из последних не
было ни одного, который царствовал бы столь мирно, как
Соломон; да и вообще народ этот никогда не имел такого
209