Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
говорить те рабы Божий, которые по разрушении земного
Иерусалима, до рождения Иисуса Христа по человечеству,
были отведены в плен с ясным представлением об изме­
нении Христа, т. е., что через Него следует ожидать не
земного и телесного счастья, каким отличались немногие
годы царствования Соломона, а небесного и духовного.
Не ведая этого, неверие народов, когда оно торжествовало
и издевалось над пленом народа Божия, чем иным укоряло,
не ведая ведающих, как не изменением Христа?
Последующие слова, которыми заканчивается пса­
лом: "Благословен Господь во век! Аминь, аминь" (Пс.
LXXXVIII, 53), вполне приличествуют всему народу Божию,
принадлежащему к небесному Иерусалиму, идут ли они
от лица тех, которые скрывались в завете Ветхом до
откровения Нового, или от лица тех, которые по открове­
нии Нового завета оказываются открыто принадлежащими
Христу. Ибо следует надеяться, что благословение Господне
на семени Давидовом пребудет не на некоторое известное
время, как обнаружилось оно в дни Соломона, а "во
веки". В этой несомненной надежде говорится: "Аминь,
аминь". Повторение этого слова есть подтверждение той
надежды.
Разумея это, Давид в том месте второй книги Царств,
от которого мы перешли к настоящему псалму, говорит:
"Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль". Поэтому
же немного далее он говорит: "Ныне начни и благослови
дом раба Твоего... во веки" (II Цар. VII, 19, 29), и т. д.,
так как в то время он должен был родить сына, от
которого продолжилось бы поколение его до Христа; а
через Христа дом его имел быть вечным и, в тоже время,
домом Божиим. Дом он Давидов, по причине рода Дави­
дова; но в то же время он — дом Божий, по причине
храма Божия, созданного не из камней, а из людей, в
котором будет обитать во веки веков народ с Богом и в
Боге своем, а Бог с народом и в народе Своем; так что
Бог будет наполнять народ Свой, а народ будет наполнен
Богом своим, и будет Бог во всех, Сам составляя награду
в мире, будучи доблестью во брани. Поэтому после ска­
занного устами Нафана: "Господь возвещает тебе, что Он
208