Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
время, когда жил Ефам, от имени которого данный псалом
получил свое заглавие; время же это было временем
царствования Давида. Поэтому выражение: "Где прежние
милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею"
не было бы употреблено, если бы пророк не представлял
в своем лице тех, которые имели жить спустя долгое
время, для которых то время, в которое даны были
упомянутые обетования Давиду, было временем прежним.
Причем можно разуметь, что многие язычники во времена
преследования христиан укоряли их страданиями Христа,
которое в Писании называется изменением (следом): потому
что через смерть Он сделался бессмертным.
Можно, впрочем, понимать и так, что изменение Христа
стало укором израильтянам в том смысле, что Он, Которого
они ждали как своего Христа, сделался Христом язычников.
В этом их и укоряют в настоящее время многие народы,
которые уверовали в Него через Новый завет, между тем
как они остались при Ветхом. Потому-то и говорится:
"Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих", что если
Господь не забудет их, а скорее — пожалеет, то и они
после этого поношения уверуют. Но тот смысл, который
я указал прежде, кажется мне более подходящим. Врагам
Христовым, которым ставят в укор, что Христос, пере­
шедши к другим народам, их оставил, не к лицу был бы
такой возглас: "Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих".
Рабами Божьими нельзя назвать таких иудеев. Такие слова
приличны тем, которые, подвергшись тяжким унижениям
гонений за имя Христово, могли вспомнить, что семени
Давидову было обетовано возвышеннейшее царство; и с
желанием этого царства, не в отчаянии, а выражая просьбу,
стремление, настойчивое, наконец, домогательство, могли
говорить: "Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся
Давиду истиною Твоею. Вспомни, Господи, поругание
рабов Твоих, которые я ношу в недре моем от всех
сильных народов".
Выражение же: "Вспомни, Господи", что значит, как
не — сжалься, и в награду за терпеливое перенесение
унижений воздай высотою, которою клялся Давиду истиною
Твоей? Если же припишем эти слова иудеям, то так могли
207