Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
несомненно, что все сыны человеческие были бы созданы
всуе.
Теперь же, хотя природа человеческая вследствие греха
первого человека ниспала из истины в суету, почему другой
псалом и говорит: "Человек подобен дуновению; дни его

как уклоняющаяся тень" (Пс. CXLIII, ^4), однако Бог
не всуе создал всех сынов человеческих; потому что многих
освобождает Он от суеты через Посредника Иисуса, а тем,
относительно неосвобождения которых имел предвидение,
для пользы ли имеющих освободиться, или для сравнения
между собою двух противоположных градов (но, во всяком
случае, не всуе) дал свое место в прекраснейшем и спра­
ведливейшем порядке разумной твари вообще. Далее сле­
дует: "Кто из людей жил, и не видел смерти, избавил
душу свою от руки преисподней?" (Пс. LXXXVII1, 49).
Кто этот человек, как не эта сущность Израиля от семени
Давидова, Христос Иисус, о котором говорит апостол, что,
"Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть
уже не имеет над Ним власти" (Рим. VI, 9)? Он проживет
и не узрит смерти, но так, однако же, что умрет, но
душу свою избавит из руки преисподней, в которую сойдет
для освобождения некоторых от уз адовых; избавит же
тою властью, о которой говорит в Евангелии: "Имею
власть отдать ее (жизнь) и власть имею опять принять
ее" (Иоан. X, 18).
Глава XII
Далее в псалме этом читаем: "Где прежние милости
Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. Вспом­
ни, Господи, поругание рабов Твоих, которые я ношу в
недре моем от всех сильных народов. Как поносят враги
Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего"
(Пс. LXXXVIII, 50 — 52). Можно не без основания
спросить: говорится ли это от лица тех израильтян, которые
желали исполнения для них обещания, данного Давиду,
или, вернее, от лица христиан, которые суть израильтяне
не по плоти, а по духу? Сказано или написано это в то
206