Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/205"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
превратил в развалины крепости его. Расхищают его все
проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей
своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал
всех врагов его. Ты обратил назад острие меча его, и не
укрепил его на брани; отнял у него блеск, и престол его
поверг на землю; сократил дни юности его, и покрыл его
стыдом" (Пс. LXXXVIII, 40 — 46). Все это случилось с
рабом-Иерусалимом, в котором царствовали некоторые и
из сынов свободного, державшие это царство во временном
распоряжении, но царство небесного Иерусалима, сыно­
вьями которого они были, содержавшие в истинной вере
и чаявшие обрести его в истинном Христе. А как все это
разразилось над тем царством, ясно показывает история
совершившихся событий.
Глава XI
После этих предсказаний пророк обращается с молитвою
к Богу; но и сама молитва эта есть пророчество. "Доколе,
Господи, будешь скрываться непрестанно"? Это подобно
тому, как в другом месте говорится: "Доколе будешь
скрывать лице Твое от меня?" (Пс. XII, 1). Можно,
впрочем, разуметь и так: "Скрываешь милость твою, ко­
торую обещал Давиду".
"Непрестанно" же значит: "до
конца". Под концом этим следует разуметь то последнее
время, когда должен будет уверовать во Христа Иисуса и
этот народ; но прежде этого конца должны случиться те
бедствия, которые выше оплакивал пророк. Ввиду их и
здесь говорится далее: "(Доколе) будет пылать ярость Твоя,
как огонь? Вспомни, какой мой век"*. В этом месте сам
Иисус лучше всего разумеется под сущностью народа Его,
от которого происходит природа Его плоти. "На какую
суету, — продолжает пророк, — сотворил Ты всех сынов
человеческих?" (Пс. LXXXVIII, 47, 48). Ведь если бы сущ­
ностью Израиля не был один Сын Человеческий, через
Которого освободились бы многие сыны человеческие, то
* У Августина сказано: "Вспомни, какова моя сущность".
205