Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
(Пс. LXXXVHI, 34 — 36); т. е . ни в коем случае не солгу
Давиду. А в чем не солжет, Он разъясняет, говоря: "Семя
его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо
Мною; вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель
на небесах" (Пс. LXXXVI1I, 37, 38).
Глава X
После этого самого сильного подтверждения столь вели­
кого обетования, чтобы не подумали, будто оно исполни­
лось на Соломоне (так как на это надеялись, но исполнения
не видели), псалом говорит: "Но ныне Ты отринул и
презрел" (Пс. LXXXVHI, 39). Это совершилось с царством
Соломона при потомках его, когда подвергся разрушению
даже земной Иерусалим, бывший столицей того царства,
когда погиб сам храм Иерусалимский, построенный Со­
ломоном. Но чтобы на этом основании не подумали, будто
Бог поступил вопреки своим обещаниям, псалом прибав­
ляет: "Прогневался на помазанника Твоего"*. Следователь­
но, если Христос Господень был отложен, то это был не
Соломон, да и не сам Давид. Ибо, хотя Христами назы­
ваются все цари, получившие посвящение таинственным
помазанием, не только начиная с Давида, но даже и с
самого Саула, который был помазан первым царем народу
Израильскому (сам Давид называет его Христом Гос­
подним), но был только один истинный Христос, образ
Которого в силу пророческого помазания они носили,
Который по мнению людей, думавших видеть Его в лице
Давида или Соломона, надолго был отложен, а по рас­
поряжению Божию готовился прийти в свое время.
А что меж тем, пока Он откладывался, случилось с
царством земного Иерусалима, где многие надеялись, что
Он будет царствовать, псалом прибавляет в последующих
словах и говорит: "Пренебрег заветом с рабом Твоим,
поверг на землю венец его. Разрушил все ограды его,
* У Августина сказано: "Отложил Христа (т. с . помазанника)
Твоего".
204