Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем,
превыше царей земли. Вовек сохраню ему милость Мою,
и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя
его, и престол его — как дни неба" (Пс. LXXXVHI, 20

30). Все это, когда понимается правильно, применяется
к Господу Иисусу, Который разумеется под именем Давида
вследствие вида раба, который принял этот Посредник от
Девы из семени Давидова.
Говорится вслед затем и о грехах сынов его нечто
такое, что читается в книге Царств и как-будто бы прямее
всего относится к Соломону. Там, т. е. в книге Царств,
Бог говорит: "Если он согрешит, Я накажу его жезлом
мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей
не отниму от него" (II Цар. VII, 14, 15), обозначая ударами
(tactibus — прикосновениями) исправительные удары. От­
сюда выражение: "Не прикасайтесь (ne tetigeritis) к пома­
занным Моим" (Пс. CIV, 15), т. е. не оскорбляйте. В
псалме же, ведя речь как бы о Давиде, Бог, чтобы и
здесь высказать нечто в том же роде, говорит: "Если
сыновья его оставят закон Мой, и не будут ходить по
заповедям Моим; если нарушат уставы Мои, и повелений
Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами

неправду их; милости же Моей не отниму от него"
(Пс. LXXXVIII, 31 — 34). Не сказал "от них", хотя
говорил о сыновьях его, а не о нем; но сказал "от него",
что будучи понято правильно, имеет важный смысл. Ибо
не в самом Христе, Который есть Глава Церкви, могли
оказаться какие-нибудь грехи, которые потребовалось бы
обуздать человеческими наказаниями, сохранив милость
божественную; но могли оказаться они в теле и членах
Его, т. е . в народе Его. Говорится же в псалме "сыновья
его", чтобы дать нам понять, что говорится некоторым
образом о Нем то, что говорится о теле Его. Поэтому и
сам Он, когда Савл преследовал тело Его, т. е . Его вер­
ных, говорит с неба: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?"
(Деян. IX, 4). Затем в последующих словах псалма Он
говорит: "Не изменю истины Моей. Не нарушу завета
Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
Однажды Я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду?"
203