Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/201"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
С другой стороны, у нас не должно оставаться места
сомнениям с тех пор, как мы видели, что все это уже
исполнилось на Господе нашем Христе, "Который родился
от семени Давидова по плоти" (Рим. I, 3), чтобы подобно
плотским иудеям мы должны были в этом обетовании
подразумевать кого-либо другого. Ибо и сами иудеи до
такой степени понимают, что обетованный в приведенном
месте Писания сын Давиду не был Соломон, что в
изумительной слепоте своей ожидают кого-то другого,
после того, как Обетованный открылся уже с такою
ясностью. Впрочем, некоторый образ будущего отразился
и в Соломоне, — в том, что он построил храм; в том,
что соответственно имени своему царствовал мирно (ибо
имя Соломон значит "миротворец"); в том, что начало
его царствования заслуживало всяческих похвал. Но этой
самой личностью своею он не представлял, а как сень
будущего — предвозвещал Господа нашего Христа. Поэтому
в Писании нечто говорится о нем так, как-будто упомянутое
пророчество относилось и к нему, между тем как священное
Писание, пророчествуя самими событиями, обрисовывает
известным образом посредством его картину будущего.
Так, кроме книг божественной истории, содержащих
повествование о его царствовании, именем его надписан
семьдесят первый псалом; в этом псалме много говорится
такого, что совершенно не может относиться к нему, но
с полнейшею ясностью относится к лицу Господа Христа,
откуда становится очевидным, что в нем оттенен некий
образ, а в Христе представлена сама истина. Известно,
например, какими пределами ограничивалось царство Со­
ломона; а между тем в упомянутом псалме среди прочего,
о чем я умалчиваю, можно прочесть: "Он будет обладать
от моря до моря и от реки до концов земли" (Пс. LXXI,
8). Это мы видим исполнившимся на Христе. Обладание
Его началось от реки, где Он получил крещение от Иоанна
и по указанию последнего стал узнан учениками, которые
называли Его не только Учителем, но и Господом.
И начал царствовать Соломон еще при жизни отца
своего Давида, чего не случалось ни с одним из царей
Иудейских, не ради чего иного, как ради того, чтобы и
201