Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
I, 8). Чтобы радоваться при совершении добрых дел,
слышат: "Доброхотно дающего любит Бог" (II Кор. IX,
7). Равным образом, смотря по нетвердости или твердости
своей, они или боятся искушений, или желают искушений;
скорбят в искушениях, или радуются, подвергаясь иску­
шениям. Чтобы бояться искушений, они* слышат: "Если
и впадет человек в какое согрешение, вы духовные ис­
правляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за
собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. VI, 1). А чтобы
желать искушений, они слышат некоего крепкого мужа
града Божия, который говорит: "Искуси меня, Господи,
и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце
мое" (Пс. XXV, 2). Чтобы скорбеть в искушениях, видят
Петра плачущим (Мф. XXVI, 75); чтобы в искушениях
радоваться, слышат Иакова, который говорит: "С великою
радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в раз­
личные искушения" (Иак. I, 2).
И эти душевные движения испытывают они не только
из-за самих себя, но и из-за тех, которым желают спасения,
за которых боятся, чтобы они не погибли, о которых
скорбят, если они погибают, и радуются, если те спасаются.
Очами веры и с полным сочувствием взирают они на того
превосходного и в высшей степени твердого мужа (нам,
пришедшим в Церковь Христову из язычников, приличнее
всего помнить о нем, учителе язычников в вере и истине),
который хвалится о немощах своих (II Кор. XII, 5),
который и более всех апостолов потрудился (I Кор. XV,
10), и очень многими посланиями наставил не только те
народы Божий, которые видел перед собою, но и те,
которые предвидел в будущем, — взирают, говорю, на
этого мужа, борца Христова, от Него научившегося (Гал.
I, 19), Им помазанного, с Ним распявшегося (Гал. II,
19), в Нем прославившегося на театральных подмостках
нашего мира, для которого он сделался зрелищем и ангелам,
и человекам (I Кор. IV, 9), законным образом состязаю­
щегося и стремящегося вперед "к почести вышнего звания"
(Филип. III, 14); (учащего) радоваться с радующимися и
плакать с плачущими (Рим. XIII, 15); имеющего "отвне

нападения, внутри —страхи" (II Кор. VII, 5); имеющего
20