Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
данном случае предвозвещено. Ибо Ветхий завет "от горы
Синайской, рождающий в рабство" (Гал. IV, 24) не прино­
сит другой пользы, кроме той, что служит свидетельством
завету Новому. В противном случае, "пока читают Моисея,
покрывало лежит на сердце их"; когда же обратится
кто-либо из них ко Христу, "тогда это покрывало снима­
ется" (II Кор. III, 15, 16). У обращающихся изменяется
с ветхого на новое самое стремление, так что каждый
стремится уже достигнуть не плотского, а духовного счастья.
Поэтому и сам великий пророк Самуил еще прежде
помазания царя Саула, — когда "воззвал к Господу об
Израиле"; когда вознес "всесожжение" и когда "Филис­
тимляне пришли воевать" против народа Божия, и "Господь
возгремел" на них, и "они были поражены", — взял один
камень, поставил его между Массифою новым и ветхим,
дал ему имя Авен-Езер, т. е. "камень помощи", и сказал:
"До сего места помог нам Господь" (I Цар. VII, 9 —
12). Массифа в переводе значит "стремление".
А тот
камень помощи есть посредство Спасителя, через Которого
должно переходить от Массифы ветхого к новому, т. е.
от стремления к ложному плотскому блаженству в царстве
плотском, к стремлению, которое через Новый завет чает
истинного духовного блаженства в царстве небесном. Так
как нет ничего лучше последнего, то "до сего места" и
помогает Бог.
Глава VIII
Теперь нахожу нужным показать, что из того, что
относится к предмету, о котором у нас идет речь, обетовал
Бог Давиду, который сменил Саула на царстве, причем в
этой смене был дан прообраз той конечной смены, ради
которой путем божественного откровения было сказано
все то, что написано. Когда многие предприятия царя
Давида имели успех, он задумал создать Богу дом, т. е .
тот в высшей степени прославленный храм, который потом
был сооружен сыном его, царем Соломоном. Когда он об
этом думал, было слово Господне к пророку Нафану,
199