Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR

приверженного ко Христу; на Израиля, относящегося
к рабе, и на Израиля, относящегося к свободной. Ибо
первоначально оба эти рода существовали совместно, подоб­
но тому, как Авраам еще держался рабы, пока бесплодная,
будучи оплодотворена по благодати Христовой, не восклик­
нула: "Выгони эту рабыню и сына ее" (Быт. XXI, 10).
Хотя мы знаем, что за грех Соломона в царствование
сына его Ровоама Израиль разделился надвое и остался
в этом разделении, причем каждая часть в отдельности
имела своих царей до тех пор, пока весь этот народ не
был разорен до основания и переселен халдеями; но какое
это имеет отношение к Саулу, когда, если бы чем-либо
подобным следовало угрожать, такая угроза скорее должна
была быть высказана Давиду, сыном которого был Соло­
мон? Да и, наконец, в настоящее время в среде народа
еврейского нет разделения, но он безразлично рассеян по
земле при полном согласии в одном и том же заблуждении.
А то разделение, которым Бог в лице Саула, представ­
лявшего собою образ Израильского царства и народа,
угрожал этому царству и народу, предрекается как вечное
и неизменное добавлением: "И не скажет неправды и не
раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы
раскаяться Ему"; т. е. человек выскажет угрозу и не
выполнит ее, но не Бог, Который не раскаивается, как
человек. Ибо в тех случаях, когда говорится, что Он
раскаивается, указывается на изменение вещей при сущес­
твовании неизменного предвидения Божия. Следовательно,
когда говорится, что Он не раскаивается, разумеется, что
Он решений Своих не изменяет.
В этих словах высказано неизменное и во всех отно­
шениях навсегда имеющее силу божественное определение
об упомянутом разделении народа Израильского. Кто бы
из этого народа ни перешел, или переходит, или перейдет
ко Христу, он не был из него по божественному предве-
дению (а не по единству природы человеческого рода).
Вообще всякий из израильтян, кто, прилепляясь ко Христу,
пребывает в Нем, никогда не был в числе тех израильтян,
которые хотят оставаться врагами Его до конца этой
жизни, но всегда находился в том разделении, которое в
198