Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тебя", царствовал над Израилем сорок лет, т. е. столько
же, сколько царствовал и Давид, а слышал приведенные
слова в первой половине своего царствования. Поэтому
слова эти мы должны разуметь в том смысле, что никто
из потомков его не должен был царствовать; и должны
обратиться к поколению Давида, из которого вышел по
плоти Посредник Бога и человеков, человек Христос Иисус.
В Писании нет того, что читается во многих латинских
кодексах: "Тогда сказал Самуил: ныне разодрал (а не
"отторг") Господь царство Израильское в руке твоей (а
не "от тебя")"; мы привели это место так, как нашли
его в греческих кодексах. Выражение "в руке твоей"
должно пониматься в том же смысле, что и "от Израиля".
В переносном смысле этот человек представлял собою
народ Израильский; а народ этот потерял царство, когда
был помазан на царство Христос Иисус, Господь наш,
посредством Нового завета, и царство Его стало не плот­
ским, а духовным. Когда говорится о Нем: "И отдал его
ближнему твоему", то это относится к плотскому родству:
ибо Христос по плоти от Израиля, как и Саул. Добавление
же "лучшему тебя", можно, пожалуй, считать равносильным
выражению "доброму паче тебя"; некоторые так и перевели
его. Последнее выражение лучше передает тот смысл, что
поелику он добр, то и выше, согласно другому известному
пророческому изречению: "Доколе положу врагов Твоих в
подножие ног Твоих" (Пс. CIX, 1). В числе этих врагов
находится и Израиль, у которого, как у гонителя Своего,
Христос отнял царство. Был, впрочем, в том же числе и
Израиль, в котором не было лукавства (Иоан. 1, 47), как
своего рода пшеница в тех плевелах. Оттуда ведь вышли
апостолы; оттуда же столько мучеников, и первый из них

Стефан; оттуда же столько церквей, о которых упоминает
апостол Павел, как о славящих Бога по поводу обращения
его (Гал. 1, 22 — 24).
Не сомневаюсь, что в применении к этому нужно
понимать и последующие слова: "И разделится Израиль
надвое"*, т. е. на Израиля — врага Христу, и на Израиля
* Этих ело» в современном каноническом русском издании нет.
197