Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/195"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
елей, которым он был помазан, и от помазания которым
был назван Христом (помазанником), должен считаться
имеющим таинственный смысл и быть признаваем за
великое таинство. Сам Давид до такой степени благоговел
в нем пред этим помазанием, что "больно стало сердцу
Давида" от страха, когда, скрываясь в темной пещере, в
которую по требованию естественной нужды зашел и Саул,
он тайно отрезал у последнего небольшой край одежды,
чтобы было чем доказать, что он, имея возможность убить
(Саула), пощадил его, и таким образом уничтожить в его
душе подозрительность, по которой он, считая святого
Давида врагом своим, с жестокостью его преследовал. Он
начал бояться, не совершил ли он великого святотатства
по отношению к Саулу, коснувшись таким образом одежды
его. Ибо так об этом написано: "Больно стало сердцу
Давида, что он отрезал край от одежды Саула" (I Цар.
XXIV, 6). Мужам же, которые были с ним и уговаривали
его умертвить преданного в руки его Саула, он сказал:
"Да не попустит мне Господь сделать это господину моему,
помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него;
ибо он помазанник Господень" (I Цар. XXIV, 7).
Этой сени будущего воздавалось такое почитание не
ради нее самой, а ради того, что ее предизображалось.
Поэтому и слова Самуила, сказанные Саулу: "Худо посту­
пил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего,
которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь
царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не
устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа
по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем
народа Своего, так как ты не исполнил того, что было
поведено тебе Господом" (I Цар. XIII, 13, 14), должны
пониматься не в том смысле, будто Бог предназначал
самого Саула для вечного царствования и потом изменил
свое намерение вследствие его греха; Бог, разумеется, знал,
что он согрешит; но Бог уготовлял царство его, представ­
лявшее собою образ вечного царства. Поэтому он при­
бавляет: "Но теперь не устоять царствованию твоему".
Стояло, следовательно, и будет стоять то, образ чего дан
в этом царстве; но "не устоять царствованию твоему",
195