Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/192"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
священника верного; он будет поступать по сердцу Моему
и по душе Моей; и дом его сделаю твердым". Этот дом
есть вечный и небесный Иерусалим. "Он, — прибавляет
(Господь)% — будет ходить пред помазанником (Христом)
Моим во все дни", т. е . будет находиться, подобно тому,
как выше говорилось о доме Аарона: "Я сказал тогда:
"дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем
Моим вовек". А сказанное: "Пред помазанником (Христом)
Моим", нужно разуметь о самом доме, а не о том
Священнике, Который есть Христос, Посредник и Спаси­
тель. Итак, дом Его будет ходить пред Ним. Можно
разуметь и так: "будет ходить" от смерти к жизни во все
дни, пока будет до скончания этого века продолжаться
настоящая смертность. В силу же того, что Бог говорит:
"Он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей",
мы не должны представлять себе, будто Бог имеет душу,
хотя Он и Творец души. Это приписывается Богу не в
собственном, а в переносном смысле, также точно, как
приписываются Богу и руки, и ноги, и другие телесные
члены. А чтобы, основываясь на последнего рода вы­
ражениях, не подумали, будто человек своим телесным
видом создан по образу Божию, Богу придаются и крылья,
которых у человека и вовсе нет, и говорится в обращении
к Нему: "В тени крыл Твоих укрой меня" (Пс. XVI, 8).
Таким образом людям дается понять, что это говорится
о неизреченной природе с употреблением не собственных,
а переносных названий вещей.
Прибавление же: "И всякий, оставшийся из дома твоего,
придет кланяться ему", относится, собственно, не к дому
этого Илия, а к дому Аарона, из которого оставались
люди до самого пришествия Христова, как, впрочем,
существуют они и в настоящее время. Итак, если остав­
шийся из тех предопределенных остатков, о которых другой
пророк сказал: "Только остаток его обратится" (Ис. X,
22); почему и апостол говорит: "Так и в нынешнее время,
по избранию благодати, сохранился остаток" (Рим. XI, 5);
то естественно думать, что из числа этих остатков тот, о
котором сказано: "Оставшийся из дома твоего", поистине
верует во Христа, как веровали очень многие из того
192