Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Офни и Финеесом: оба они умрут в один день. И поставлю
Себе священника верного; он будет поступать по сердцу
Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и
он будет ходить пред помазанником Моим во все дни. И
всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему
из-за геры серебра и куска хлеба, и скажет: "причисли
меня к какой-нибудь левитской должности, чтоб иметь
пропитание" (I Цар. II, 27 — 36).
Нельзя сказать, что это пророчество, в котором с такою
ясностью предсказано было изменение ветхого священства,
исполнилось на Самуиле. Правда, хотя Самуил происходит
из того самого колена, которое поставлено было Господом
на служение алтарю, но он не был из сынов Аарона,
потомки которого должны были становиться священниками.
И через это была предизображена та перемена, которая
впоследствии была совершена Иисусом Христом. Это было
пророчество не слова, а самого факта, собственным смыс­
лом своим относившееся к Ветхому, а образным — к
Новому завету; фактом оно обозначало то, что священнику
Илию сказано было через пророка. Ибо и после того
были священники из рода Ааронова, как, например, Садок
и Авиафар в царствование Давида (II Цар. XV), а затем
и другие, прежде чем наступило время, в которое надлежало
совершиться через Христа тому, что было так задолго до
того предсказано относительно предстоявшей перемены
священства.
В настоящее же время кто, всматриваясь в дело честно,
не увидит, что это исполнилось? У иудеев, действительно,
не осталось никакой скинии, никакого храма, никакого
алтаря, никакого жертвоприношения, и потому никакого
священника, о котором в законе Божием было предписано,
чтобы он происходил из семени Ааронова. На это и
указывается здесь словами упомянутого пророка: "Посему
так говорит Господь, Бог Израилев: Я сказал тогда: "дом
твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим
вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так; ибо
Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня
будут посрамлены". Что, упоминая о доме отца его, Он
говорит не о ближайшем отце, а о том Аароне, который
190