Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/188"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
взошел на небеса, и оттуда должен прийти судить живых
и мертвых. Ибо, как говорит апостол: "А "восшел" что
означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преис­
подние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший
превыше всех небес, дабы наполнить все" (Еф. IV, 9, 10).
Возгремит же Он через облака свои, которые, по вос­
шествии, наполнил Духом Святым. О них говорил Он,
когда через пророка Исайю угрожал Иерусалиму-рабу, т.е.
неблагодарному винограду: "Повелю облакам не проливать
на него дождя" (Ис. V, 6). Выражение же: "Господь будет
судить концы земли" имеет такое значение, как если бы
сказано было: "Господь будет судить концом земли". При
этом следует понимать под концом земли конец человека:
потому что суду будут подлежать не те изменения к
лучшему или худшему, какие происходят в середине жизни,
а то последнее состояние, в каком найден будет судимый.
Поэтому сказано: "Претерпевший же до конца спасется"
(Мф. X, 22). Следовательно, кто постоянно творит суд и
правду посреди земли, тот не осудится, когда будут судимы
концы земли.
"И даст крепость царю Своему"**, чтобы, судя, не
осудить их. Даст им крепость, с которою они, как цари,
управляют плотью и побеждают мир в Том, Кто ради них
пролил кровь.
"И вознесет рог помазанника Своего".
Каким образом Христос вознесет рог Христа (т. е. Пома­
занника) Своего? Ибо тот же, о ком выше сказано:
"Господь взойдет на небеса", и под которым разумеется
Господь Христос, тот же, как говорится в настоящем
месте, "вознесет рог помазанника Своего". Кто же это —
Христос Христа? Не вознесет ли, разве что, рог каждого
верного Своего, как и сама она в начале этой песни
говорит: "Вознесся рог мой в Боге моем"? Ибо всех
помазанных помазанием Его мы правильно можем называть
Христами; а все они, в совокупности с Главою своею,
* У Августина в этом месте читаем: "Господь изойдет на небе­
са и возгремит; и будет судить концы земли".
** У Августина сказано во множественном числе: "И даст кре­
пость царям нашим".
188